Рост пошлин на «темные» — это дополнительное давление

Весьма интересно посмотреть, как обстоят дела на рынке нефтепродуктов в тех или иных регионах России, в особенности отдаленных. В рамках наших интервью с участниками рынка мы предлагаем материал с начальником отдела маркетинга НК «Альянс» Романом Ворониным. Компания сегодня занимает сильные позиции на Дальнем Востоке. Ряд интересных моментов беседы остался «за кадром». Вы сможете узнать о них, посетив конференцию «Биржевой и внебиржевой рынок нефтепродуктов РФ», где господин Воронин выступит с докладом.

— Как НК «Альянс» решает проблему транспортировки и доставки потребителям нефтепродуктов по конкурентным ценам, работая в регионе со столь большими транспортными плечами?
– Проблему помогают решить несколько факторов. Это – наличие в составе НК собственной транспортной компании (парк 1,5 тыс. железнодорожных цистерн), наличие речного терминала в Хабаровске, развитая и оптимизированная с учетом опыта и технологий Shell сеть нефтебаз, парк бензовозов. Кроме того, НК придерживается гибких условий работы с оптовиками – цены формируются исходя из текущей ситуации на рынке, информации о клиенте (конечный потребитель, трейдер, сельхозпроизводитель), расчета возможной поставки от других поставщиков. «Альянс» развивает специальные акции в рознице. Это – накопительная программа «Всегда по пути» (накопление баллов за купленное топливо и затем обмен баллов на призы), различные мероприятия в магазинах на АЗС, дополнительный сервис на АЗС (островки самообслуживания, кофемашины), автобензины с улучшенными свойствами GreenEco.
НК «Альянс», действующая в составе интегрированной компании с солидными финансовыми возможностями Alliance Oil Company Ltd., ориентирована на сохранение доли рынка и не стремится максимизировать сиюминутную прибыль. В данный момент доля компании в рознице составляет 35-40% в зависимости от региона, по опту она составляет порядка 30%.
— Под Вашим брендом в дальневосточном регионе работают АЗС, которые обеспечивают 30% потребностей региона в нефтепродуктах. Как отмечают аналитики, от Дальнего Востока до Волги оптовые цены на моторное топливо растут. Как именно влияет складывающаяся на внешнем и внутреннем рынках ситуация (повышение цен на нефть и высокая экспортная эффективность) на ценообразование в розничном и оптовом сегментах в дальневосточном регионе?
– По оценке аналитиков, на продукты ХНПЗ приходится 33% регионального потребления. Если говорить о заправках, доля по бензинам и дизтопливу в ряде случаев даже выше.
Стоит отметить, что на ценообразование в рознице и опте влияет не собственно цена на сырье на внешнем рынке, а экспортная альтернатива (цена минус пошлина). Влияет и покупательная способность рубля.
Кроме того, на цену продукта влияет геополитическая особенность региона. С одной стороны – это дополнительные затраты на железнодорожные перевозки. Мы решаем эту проблему, благодаря тому, что у нас есть собственная транспортная компания. НК «Альянс» принадлежит также морской терминал «Первая речка». Это позволяет нам уменьшать расходы на логистику.
С другой стороны – относительная близость рынка Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона, где больший спрос на темные нефтепродукты и при этом ниже пошлины. Если пошлины на темные повысят, это будет означать дополнительное давление – фактор тем более значимый, что дизель, судовое топливо, керосин малоприбыльны или периодически даже убыточны.
Еще один аспект нужно учитывать: формирование цены зависит от того, какой рынок – внутренний или внешний – компания считает для себя приоритетным. Так «Альянс» стратегически важным считает внутренний рынок, где у компании непосредственно в регионе находится ХНПЗ и хорошо развита сбытовая сеть.
Одним из основополагающих факторов, влияющих на цену нефтепродуктов, является наличие конкуренции. Больший объем предложения сырья на внутреннем рынке по разумным ценам формирует адекватную рыночную ситуацию. Связь между дешевой нефтью и низкими ценами не вполне верна, ведь при резком падении цен на нефть не только пошлины становятся запретительными, но НДПИ начинает «душить» добытчиков, при этом предложение сырья на рынке сокращается.
В дальневосточном регионе, так же, как и везде, оптовые цены на продукты реагируют на цены нефтяного сырья с некоторым запозданием, розничные цены – отстают еще более. Учитывая социально-политическое значение розничных цен, «Альянс» старается сдерживать рост цен на заправках и повышает цены поэтапно.
— В марте 2009 года НК «Альянс» заключила контракт с Shell Research Ltd. на получение лицензий на технологии, направленные на увеличение мощности Хабаровского НПЗ. На основании соглашения, Shell предоставит лицензии на использование технологий, которые увеличат объем переработки и глубину очистки нефти. На каком этапе находится данное соглашение? Насколько планируется увеличить объем переработки нефти благодаря новым технологиям?
– Речь идет о продолжении взаимодействия с компаниями концерна Shell. Компания Shell Global Solutions является лицензиаром по процессам гидроочистки, гидрокрекинга, а также вакуумной разгонки мазута и висбрекинга гудрона (соответствующее соглашение подписано в июле 2008 г.). Кроме того, по процессу производства водорода лицензиаром является Foster Wheeler, по процессу производства серы – Technip KTI.
Для ХНПЗ технология гидроочистки означает выпуск около 1,2 млн тонн ДТ и керосина стандартов Евро-4 и Jet A-1, гидрокрекинга – дополнительно 500 тыс. т моторных топлив (причем, он позволяет варьировать соотношение выходов автобензинов и дизтоплива, подстраиваясь под конъюнктуру рынка), процесс вакуумной разгонки – 1,8 млн т в год, висбрекинга – 750 тыс. т (иными словами, в углубленную переработку вовлекаются большие объемы сырья/полуфабрикатов, объем остатков сокращается).
Конкретная цифра глубины переработки будет зависеть от объемов, которые, в свою очередь, будут определяться рынком. Так, сегодня оптимален объем 3,5 млн т в год (при таком объеме глубина переработки после реконструкции превысила бы 90%). Планируется, что после завершения реконструкции ХНПЗ выйдет на переработку 4,5 млн т в год (с глубиной переработки 85,2%).
— Готова ли компания к принятию нового техрегламента по моторным топливам?
– Завершение работ по генеральной реконструкции ХНПЗ предполагается в 2011 – начале 2012 гг. Таким образом, будет обеспечено соответствие моторных топлив производства ХНПЗ действующему техническому регламенту (введен в действие в январе 2009 г.).
— Принимает ли НК «Альянс» участие в биржевых торгах по нефтепродуктам на какой-либо из бирж в России? Ваша оценка трех основных биржевых площадок: СПбМТСБ, «Санкт-Петербург», МБНК. Ведется ли торговля на внебиржевых электронных площадках?
– Все, что у нас происходит, нельзя назвать биржевой торговлей в ее первоначальном понимании, это – обычные электронные торговые площадки, которые, конечно, помогают нам в ценообразовании на нефтепродукты в регионе.
НК «Альянс» принимает участие в торгах на МБНК с февраля 2009 года. По итогам работы на этой бирже можно отметить, что есть проблемы с присутствием на торгах клиентов с Дальнего Востока. Связано это, вероятно, со слабой информационной поддержкой МБНК, расстоянием, возможным недоверием. Радует, что МБНК развивается – привлекает один банк для полного цикла обслуживания торгов, создает единый договор поставки, проводит встречи с целью обсуждения новых предложений и решения назревших вопросов. Мы не принимаем пока участие в работе СПбМТСБ и «Санкт-Петербург», однако постоянно интересуемся происходящими там событиями.
Сегодня мы наблюдаем за торгами, проходящими на торговой площадке «Газпром нефти», и дальнейшие планы будут зависеть от результатов наблюдений.
Текст интервью: Ульяна Ольховская
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
3 комментария
  1. Техрегламент введён в действие в январе 2009 года, а завод будет готов к выпуску топлива, соответствующего техрегламенту, только в 2011 году – начале 2012 года. Как же составляются планы? Разница — 3 года!

    1. Роман Воронин любезно согласился войти в наш Клуб Экспертов. Вопросы ему можно задавать также и в соответствующем разделе.

    2. Медленно, но уверенно. :)

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Газ в Европе снова вырос в цене
Стоимость газа в Европе выросла до $ 309 за тысячу кубометров
Более 20% мощностей НПЗ в мире находятся под угрозой закрытия
Наибольшее их количество находится в Европе и Китае, где под угрозой оказались нефтеперерабатывающие мощности с объемом производства примерно 3,9 млн баррелей в сутки